Продажа раковин как бизнес

Береснев В.Д.

Сам я не зарабатываю продажей раковин на жизнь, но из праздного любопытства интересно "перетереть" эту тему.

Я начну с самого элитного сектора рынка ракушек - продажи коллекционных раковин. Мне думается, что число истинных коллекционеров раковин (которые собирают систематические коллекции, разбираются в классификации и качестве раковин) в России измеряется сотнями, в лучшем случае - тысячами человек. В Перми я знаю шестерых активных коллекционеров, плюс двоих из области. Итого 8 человек. Может есть и еще, но на местной птичке они не проявлялись. А это - не есть оптимистический признак. И дело тут не столько в платежеспособности населения, сколько в способности заразиться собиранием ракушек, что спрогнозировать невозможно. Говорят, на западе люди собирают ракушки, как в бывшем СССР собирали марки. Но статистики, подтверждающей это чудо, я пока не видел. Единственное место в нашей стране, где рынок коллекционных раковин может получить реальное выражение (т.е. живые продавцы с живыми ракушками за живые деньги) - это Москва. Что, в общем-то, давно уже произошло. Об этом написано на нашем форуме. Открывать в других городах отделы по продаже коллекционных раковин вряд ли имеет смысл, так как нормального дохода это не принесет. Но помимо коллекционных раковин, есть еще и сувенирные (они же декоративные, коммерческие и т.д. в том же духе), которые покупают простые люди для:

- положить в аквариум;
- положить на комод;
- составить композицию с цветочками;
- сделать сувенирчик или украшение;
- приложить к уху - послушать, как море шумит.

Такого народу уже предостаточно и рынок сувенирных ракушек более жирный, чем коллекционных. Их уже имеет смысл закупать оптом и продавать оптом и в розницу, чем многие успешно занимаются. Ракушки бойко продаются на птичьих рынках и в зоомагазинах. Людям мало того, чтобы в аквариуме рыбки плавали - надо, чтобы еще и ракушки лежали. Только надо иметь ввиду, что ракушка - это карбонат кальция, а вода в аквариуме - кислая среда. В итоге ракушка постепенно растворяется, а вода насыщается солями кальция и становится жесткой. Некоторым рыбам это вредно. Не менее бойко торгуют ракушками цветочные магазины. Честное слово, в Перми - что не цветочный магазин, то хотя бы один тазик с ракушками да лежит на прилавке. Говорят они не хило украшают букеты и экибаны там всякие. И наконец самые колоритные - специализированные отделы по продаже сувенирных раковин, кораллов, сушеных рыб, лангустов и прочей морской экзотики. В Перми их два - один в "Садовом центре", второй - в магазине, продающем сантехнику (!). Очередей в этих отделах нет, но народ, проходя мимо, заглядывается. Средняя доходность одной из этих точек примерно 30000 рублей в месяц, в "праздничные" месяцы больше в "будничные" меньше. При арендной плате тысяч в 5000, да при 200% накрутке (а получается примерно так, но об этом попозже), да плюс "вмененка" для ЧП, можно тысяч по 10 - 15 рублей в месяц поднимать. При условии, что сам будешь стоять за прилавком. А если нанимать продавца - то минус пятерка. Вот такой расклад для периферийного областного центра. Можно открыть сразу несколько отделов, но доход вряд ли вырастет пропорционально числу вновь открытых точек, поскольку в Перми и подобным ей городах (не говоря уже про более мелкие) большинство людей знает большинство непродовольственных магазинов. И если за хлебом ходят в ближайший, то в поисках подарков объезжают весь город. А людей, которые покупали бы ракушки между делом, как газеты или мороженное - в ближайшем лотке - наверное нет. Поэтому самая доходная тема - это опт по России ну и на втором месте - розница в столице. Центры продажи сувенирных раковин, как правило, находятся на морских курортах. В России - это Сочи и Анапа. Там даже пенсионеры на берегу Черного моря торгуют тропическими раковинами. Да еще умудряются на полном серьезе загрузить наивных туристов, что Лямбис Хирагра они лично поймали в Черном море на глубине 40м! А "Птероцера рогоза" переводят с латинского, как "пальцы, сломанные в суставах". И торговля идет. Туристы привозят с Черного моря Стромбус гигас, называют его рапаной и говорят, что сами поймали. Не удивительно, что две наиболее известные оптовые фирмы по продаже сувенирных раковин "Сиашелс" и "Ракушки" расположены как раз в Сочи и в Ана-пе. На них можно остановиться подробнее.

И с теми и с другими я контактировал по интернету, предприниматель - дилер "Сиашелс" есть в нашем городе. "Ракушки" появились в интернете и, видимо, на рынке раньше. У них вполне симпатичный сайт, только почему-то не указаны цены. Прайс высылается по требованию по электронной почте. Цены на сувенирные раковины раза в три ниже, чем в Пермских магазинах, не знаю, как в других городах. Цены на коллекционные раковины несколько выше, чем у большинства зарубежных дилеров, плюс не указано качество, плюс Стромбус батерфляй уже два года как неопознанный среди коллекционных ракушек. При всем при том, Золотую каури, Гуттату и Мус, которые я купил в этой фирме можно смело определить как f+++ или даже gem. К директору ООО "Ракушки" Виктору Кривошапкину отношение у людей контактировавших с ним лично противоречивое, но активная реклама его фирмы в рунете и на зарубежных сайтах, универсальный ассортимент (коллекционные, декоративные ракушки, сувениры, книги) - нормальная политика. "Сиашелс" несколько отстает от "Ракушек" по времени, но ассортимент сувенирных раковин шире и цены ниже. Коллекционные раковины не предлагаются, за исключением одного курьеза. Lyria kurodai, продаваемая ими как Волюта Оранж стоит всего 3 доллара, независимо от качества. В то время как у западных дилеров цена на нее обычно не опускается ниже 50 долларов. И еще очень много ошибок в видовых названиях, а ино-гда неверно указано даже семейство. Путать Ципреи Тальпа и Оникс, Цимациум Пирум и Лоториум, Оливы Миниацею с Инкрассатой, Мурицид с Турбинеллидами, называть лю-бую теребру Субулатой, нет - Сукулатой, все таки не очень солидно. Но Лирия Куродай за 3 доллара и Теребра гуттата за 2 - искупают все ошибки. С качеством бывает по-всякому. Ракушки для музея, которые мне прислали с оказией были очень даже ничего. Я даже не все туда отдал. А вот выбрать хороший экземпляр в лавочке местного дилера оказалось очень сложно. Но для рядового покупателя вопрос качества видимо вторичен. Как и вопрос редкости вида. Та же Лирия никогда не станет хитом продаж, хоть по червонцу рублей. А список хитов такой: Лямбис хирагра, Харония тритонис, Мурекс рамосус, Кассис корнута, Наутилус помпилиус - из тех, что покрупнее; Лямбисы лямбис, скорпио, кроката, Архитектоника перспектива, Ципрея тигрис, Мурекс пектен - из тех что помельче. Плюс кораллы, плюс сушеная рыба, плюс сувениры из ракушек. Последние, по словам продавцов, идут неплохо, хотя на вид довольно безвкусны. Не очень аккуратно сделанные и какие-то лубочные, утратившие экзотичность исходного материала. Верх пошлости (на мой придирчивый взгляд) - ракушки с гравировкой типа "любимому боссу" или "8 марта".

Вывод из всего вышесказанного следующий. Рынок морских сувениров в нашей стране пока толком не формировался ни в плане спроса, ни в плане предложения. И при любом раскладе он не сравняется по масштабом с рынком, скажем, новогодних украшений. Но: Надо воспитать у потребителя если не эстетический вкус, то моду на такого рода вещи. Возьмите популярную сейчас флористику - нормальным пацанам никогда бы и в голову не пришло украшать свой дом экибанами, если бы не журналы, не передачи, да не выставки. Кстати ракушки используются флористами вовсю и не менее успешно, чем зоомагазины. А загляните в западные журналы по дизайну интерьера - там всегда лежат ракушки в ванных комнатах, в спальнях на прикроватных тумбах, в гостинных, в шкафах-витринах. Такой вот набор мыслей на тему.

 

Hosted by uCoz