Владимир Береснев

Коллекционеры, кто они?

 

Написать о коллекционировании как таковом хотелось давно, меня всегда тянет на фундаментальные темы. Но мыслей было маловато, и все они были какие-то слишком общие и тусклые. Решиться на статью помог случай. В журнале «Экспресс», выданном в поезде во время отпускной поездки, наткнулся на статью «Коллекционный держим шаг», где нашел иллюстрации к своим размышлениям и теоретический материал, достойный критики.

•  Что такое коллекция?

То, что владеть предметами и коллекционировать предметы – не одно и то же, вроде бы понятно без всяких разъяснений. Однако, спросив, в чем же разница между просто обладанием и коллекционированием у своих знакомых (среди них были и коллекционеры), внятного ответа я не получил. Отвечали примерно следующее: обладание – это простое использование вещи, а коллекционирование, это неутилитарное, духовное отношение к предметам. Или – обладать можно всем подряд, а коллекционировать что-то одно. В статье указаны следующие признаки коллекции – тематическое единство (тема), полнота охвата темы и наличие уникальных предметов (раритетов). Рассмотрим эти признаки подробнее.

Коллекционирование чего бы то ни было обязательно имеет мотив. Самый распространенный мотив коллекционирования – это эстетические предпочтения людей. Поэтому большинство тем коллекционирования имеют отношение к предметам искусства или иным предметам, о которых можно сказать «это красиво». Самыми известными направлением эстетического коллекционирования являются живопись, скульптура, украшения. Часто эстетический мотив является главным при коллекционировании объектов природы – цветов, бабочек, минералов и, конечно же – морских раковин. Эстетические коллекции не всегда бывают полными и систематизированными; в них может не быть раритетов. Главное, чтобы каждый предмет радовал взгляд. Мне приходилось видеть коллекции «всего, что связано с морем» - начиная от ракушек, кончая настоящим якорем. Или «всего заграничного» - в советское время в сервант, рядом с хрусталем выставляли зарубежные трофеи – сувениры, ручки, зажигалки, банки из-под пива, пустые сигаретные пачки и даже этикетки от жевательных резинок. И все это радовало глаз и с гордостью демонстрировалось гостям. В статье написано и мой жизненный опыт тому подтверждение, что эстетическая страсть к вещам – явление преходящее и оно либо переходит в более серьезное чувство (о чем ниже), либо угасает.

По мере того, как нормальный человек становится коллекционером, эстетическое чувство дополняется желанием узнать побольше о тех предметах, которыми он обладает – об их происхождении, истории и т.д. Так возникает «научный» (в кавычках, потому что коллекционер далеко не всегда становится ученым) интерес к предмету коллекционирования, а коллекция становится систематизированной и, как правило – более узкой тематически. Научные коллекции – самые разнообразные по тематике и самые интересные в познавательном плане.

Еще один распространенный мотив коллекционирование – вложение денег в раритеты. Здесь количество тем ограничено. Это прежде всего предметы искусства, антиквариат, драгоценности, нумизматика. Коммерческий интерес не исключает ни эстетики, ни эрудиции у коллекционера и все же… Когда коллекционер продает экспонат ради обогащения, коллекционером его назвать язык не поворачивается.

Тематическое единство и полнота, как критерии коллекции, на первый взгляд довольно простые вещи. Однако возникает вопрос, восходящий к сформулированному еще в античности парадоксу «куча» - сколько нужно зерен, чтобы получилась куча? Сколько нужно иметь штук тематически подобранных предметов, чтобы их можно было назвать коллекцией. Абсолютного показателя, конечно и быть не может, хотя в тексте статьи приведены некоторые забавные примеры, вот только непонятно откуда взятые (ппппперфекционизм мне тоже не чужд):

Коллекция марок – не менее 10000 экземпляров;

Коллекция книг – не менее 1000 экземпляров;

Коллекция монет – не менее 1000 экземпляров.

Кроме того, автор утверждает, что коллекция должна содержать не менее 1-2% раритетов. Для некоторых тематических коллекций существует даже своеобразный список обязательных раритетов, без которых коллекция – не коллекция. Так любой уважающий себя советский нумизмат обязан был иметь 2 копейки 1927г., 50 копеек и 1 рубль 1953 года.

 

•  Кто такие коллекционеры?

Автор статьи делит коллекционеров на 5 типов: истинные коллекционеры,

собиратели, любители, владельцы, чудаки.

•  К истинным коллекционерам автор относит прежде всего тех, кто способен отдать любую сумму за желанный экспонат. То есть истинный коллекционер – это, прежде всего - человек со средствами, причем неограниченными, у которого, кстати, должно быть достаточно просторное жилище, чтобы экспонаты нашли каждый свое место в изготовленных на заказ витринах из ценных пород дерева. Еще один признак, отличающий истинного коллекционера от всех прочих сирых – глубочайшая компетенция по теме своей коллекции. То есть, если ты коллекционируешь марки, то ты не просто должен отличать их от спичечных этикеток, а знать – какая марка по какому случаю была напечатана, кто или что на ней изображено и т.д. и т.п. Перед глазами так и встает этакий мультимиллиардер в смокинге и пенсне, целыми днями листающий справочники. Тут, я думаю, автор сильно перебрал. Коллекционеры не всегда покупают свои экспонаты за астрономические суммы, доставшиеся им в наследство или полученные в качестве дивидендов по именным акциям. Как раз наоборот, очень часто коллекционер – это враг весьма скромного семейного бюджета, загромождающий свою тесную квартиру до такой степени, что от него в конце концов уходит жена. Более того, иногда люди коллекционируют то, что вряд ли имеет смысл покупать, поскольку, например – тема коллекции близка профессии.Что касается эрудиции, то она действительно часто сопутствует коллекционированию, но главное – это страсть, беззаветная любовь к экспонатам и к теме. Страсть исследователя или эстета – не важно: это проявляется не в смокинге и пенсне, а в глазах и речах коллекционера. Самый надежный способ проверки коллекционера на подлинность – это предложить ему продать свою коллекцию или хотя бы один из экспонатов. Если согласится, значит точно не истинный коллекционер!

•  Собиратели – это те, кто не придерживается определенной тематики. Для них главное, чтобы вещь была дорогая, нарядная, ликвидная. Это тоже состоятельные люди, но не эрудиты, а те, для которых коллекция – это способ вложения денег или демонстрации собственной крутости. В качестве примеров автор ссылается на моду среди дворянского сословия в дореволюционной России на собирание редкостей. В разряд собирателей попали Павел Третьяков и Мария Тенишева, «чьи торговые агенты скупали произведения искусства по всему миру и для размещения которых строились особняки». По мнению автора – это тоже уважаемые люди, хотя и ниже по рангу, чем истинные коллекционеры именно из соображений меркантильности. И снова крайность в с У Третьякова была собственная мануфактура, но при этом он был членом советов и ученых комитетов ряда учебных заведений, принимал деятельное участие в жизни Московского общества любителей художеств, Московского художественного общества, Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Не без его участия был создан университетский музей античного искусства в Москве, ставший впоследствии Музеем изящных искусств. Третьяков оплатил сделанные с античных памятников из музеев Рима слепки.

•  Любители – это или еще не «созревшие» коллекционеры или «ветреные» натуры, не способные надолго увлечься. Для них коллекция – не более, чем дань моде или подражание другим людям. Типа - модно собирать антиквариат – иду в антикварную лавку и покупаю любой хлам, лишь бы постарее смотрелось. Или модно собирать книги – иду и покупаю книги с самыми красивыми корешками. У таких людей в коллекциях обычно не бывает ни шедевров, ни представительности. Любопытно, что увлечение собирательством каких либо предметов – процесс не индивидуальный, а массовый. Лихорадка по антиквариату время от времени вспыхивает и угасает в обществе. Последняя волна – 1990-1996гг., когда антикварные магазины по доходности не уступали продовольственным.

•  Владельцы – те, кому коллекции достались либо в наследство, либо по недоразумению. Они, по словам автора, не увлечены темой, не приобретают новых экспонатов, но хранят коллекцию как память. Они же являются главным объектом охоты для истинных коллекционеров, продавцов антиквариата и других «хищников». Автор относится к владельцам как к паразитам, которые «ни себе ни людям» не дают восхищаться раритетами, обедняя тем самым культурную жизнь современников. По-моему тоже не вполне обоснованное обвинение. Память о родителях или друзьях – вполне позитивное чувство, если оно не доходит до безумия. А что касается нежелания показать свою собственность обществу, так этим грешат и многие «истинные» коллекционеры, хотя бы из соображений безопасности.

•  Чудаки – это те, кто непонятно что и непонятно зачем собирают. Они, как сороки, тащат в дом все яркое и необычное, набивают этими вещами шкафы, ящики, полки. И также легко с этими вещами расстаются – дарят, меняют, продают. Причем, продают, как правило, безо всякой выгоды для себя. О них в статье сказано мало, видимо автор счел эту категорию людей не достойными серьезного интереса.

 

Теперь немного отсебятины по поводу коллекционирования раковин в России. Я почитал статьи в читальном зале, сообщения на форуме, пообщался с некоторыми коллекционерами лично и вот к каким выводам пришел.

Ракушки в нашей стране собирают люди романтического склада, из эстетических соображений. Недаром «путешествия» одна из самых пополняемых рубрик читального зала. Недаром большинство членов клуба – люди творческих профессий. Как минимум четверо пишут стихи, да и в прозе (статьи и сообщения на форуме) члены клуба весьма неслабы. Также, из общения с коллекционерам, я выяснил, что большинство начинали с неспециализированных эстетических коллекций.

Любопытно еще вот что. Первая раковина, положенная в коллекцию может быть любой, но первые раковины, о которых мечтают коллекционеры в России, не так уж многочисленны. Как правило – это Лямбис хирагра, Стромбус гигас, Харония тритонис, Кассис корнута, Наутилус. И это понятно – эти виды чаще всего изображаются на картинах, они крупные и действительно эффектные. Они определяют стратегию собирания новичка – большие, яркие, интересной формы ракушки. Затем, обычно наступает кризис, поскольку таких крупных, красивых и доступных видов в принципе немного. И вот тогда и начинается чтение книг и специализация коллекции. Здесь уже включаются сугубо индивидуальные предпочтения, которые вряд ли возможно подвести под какие-то общие правила. Но, опять же, как показывает опыт – чаще всего коллекционеры специализируются на ципреях. «Раскрученность» этого семейства объясняется, помимо красоты раковин» - большим количеством и разнообразием видов; лучшей сохранностью раковины, поскольку она защищена мантией моллюска; наличием большого числа коммерческих изданий (альбомов, справочников и т.д.); ну и, как следствие – гонка спроса и предложения на рынке коллекционных раковин.

Есть ли среди членов нашего клуба истинные коллекционеры, я думаю – вопрос риторический и, пожалуй – не приличный. Так что классифицировать наше сообщество я не стану. Статья была написана из чистого любопытства, подогретого частым всплыванием данной темы на форуме и в чате клуба. Кроме того, она отражает кредо любого коллекционера: «Хочешь вникнуть в суть вещей, правильно назови их».

 

Используемая литература:

Сафонов С. Коллекционный держим шаг// Журнал «Экспресс» за август 2004

 

P . S .

До Чапека руки не дошли, может быть в следующий раз…
А Фрейда - читайте сами.

Hosted by uCoz